Психология успеха
  • Register

Усиливать побудительные моменты

Если мы еще раз проанализируем данное выше определение, то без труда придем к заключению, насколько важно понимать и сознательно усиливать мотивы. Чтобы достичь успеха, мы ставим перед собой цели, сулящие нам определенный эффект, и делаем это непроизвольно. Однако мы должны рассчитывать и на получение личной выгоды от достигнутого эффекта, а в итоге и на профессиональный рост. Опорой нам пусть послужит при этом психологически доказанный факт, что мы лучше запоминаем тот учебный материал, который принесет нам определенную пользу, а эти ожидания в свою очередь увязываем с хорошей оценкой со стороны других. Еще больший стимул к учебе мы получили бы от сознания того, что осваиваемый нами материал представляет для нас нечто значительное. В таком случае мы учились бы, не принимая учебу за труд, не считая учебу за учебу, если так можно выразиться. Мотивацию к учебе мы получаем как бы изнутри, исходящую от нас самих и побуждающую нас к определенным действиям. Мы называем такую мотивацию интровертной, т. е. внутренней. В противоположность ей так называемая экстравертная, т. е. внешняя, мотивация обуславливается поставленными целями, например вознаграждением. Можно говорить об оптимальных побудительных моментах в том случае, когда оба вида мотиваций совпадают. Если, например, наша профессиональная деятельность в основном удовлетворяет нас, потому что мы делаем все по своей воле и она нас действительно интересует, то в таком случае мы говорим об интровертной мотивации. Когда же эта деятельность приносит нам еще и социальное признание, и материальное вознаграждение, то здесь мы имеем дело с экстравертной мотивацией, представляющей собой идеальное дополнение к первой.

Побудительные моменты особенно усиливаются, когда мы чувствуем ответственность за выполняемую работу и ее результаты. Чем сильнее мы ощущаем ответственность за последствия своих действий и чем меньше перекладываем ее на других, тем сильнее мотивированы наши действия.

Одной ответственности, однако, мало. Нужно научиться подчинять ей свою волю и прежде всего уметь планировать, целенаправленно регулировать свое поведение, твердо придерживаться этой линии на практике и не отступать ни перед какими трудностями, встречающимися на пути. Ваше умение формировать свои планы — включая краткосрочные, — а также реализовывать их потребует от вас усиленного самоконтроля. Таким образом, регулируемое поведение в значительной степени оказывает влияние на так называемую интеграцию своего «я», т. е. на самовыражение. Это отсылает нас снова к классификации мотивов по Маслоу, который придает самовыражению огромное значение. А если мы в связи с этим еще раз обратим внимание на значение мотивации труда, также упоминаемой Маслоу, то вернемся к исходному пункту, предваряющему данную главу.

Таким образом, обращаясь к интровертной и экстравертной мотивации, способствующей нашему профессиональному и деловому успеху, к нашей ответственности за свои действия, к планированию, позволяющему нам грамотно действовать и контролировать себя, мы сможем значительно приблизиться к поставленной цели, способствуя тем самым самовыражению.

Итак, нам снова следует — как и в предыдущем разделе — обратиться к другим, к их мотивации и целям, преследуемым ими, с тем чтобы суметь переориентировать их в направлении, сулящем успех. Речь идет о том, чтобы мотивировать людей, окружающих нас в производственной и коммерческой сфере, таким образом, чтобы они были в не меньшей степени заинтересованы в достижении поставленных целей, как и вы, с условием, конечно, что это должны быть разумные цели, которые достигаются разумными средствами. К числу других относятся и наши ближайшие партнеры, например члены нашей семьи, потому что если отказать им в мотивации их поведения, ориентированного на те же цели, то это может привести к конфликтам.

Фобии